Статья
Как найти свой стиль в графическом и веб-дизайне: говорим о наболевшем


Некоторые думают, что стиль спрятан глубоко внутри и откроется только через мучительные поиски вдохновения. Как метко подметил поэт Билли Коллинз, представление о том, что стиль нужно «отыскать в глубинах своей души», только пугает молодых авторов. На деле же ваш стиль имеет внешние источники — он формируется под влиянием окружающего мира и тех работ, которые вас восхищают.
В дизайне, как и в других творческих сферах, новички нередко начинают с подражания тем, кем восхищаются. Опытные мастера подтверждают: собственный стиль — не то, что придумывается за одну ночь, а то, что вырабатывается годами практики. Причём зачастую со стороны виднее — окружающие могут раньше вас заметить общие черты в ваших работах и сказать: «Да, это явно выполнено рукой того самого дизайнера».
В этой статье рассмотрим, что же такое стиль дизайнера, почему его важно (или не слишком важно) иметь и как постепенно развивать свой визуальный язык. Мы объединим философские размышления и практические советы от мировых дизайнеров и школ дизайна, чтобы помочь вам на пути поиска собственного стиля.

Что такое стиль дизайнера и почему он важен?
Стиль в контексте графического и веб-дизайна можно определить как совокупность характерных визуальных приёмов, которая прослеживается во многих работах автора. Это выбор цветовой гаммы, характер типографики, композиция, форма элементов, стиль иллюстраций и так далее — всё то, что создаёт цельное впечатление и настроение от проекта. По сути, стиль — это художественное единство, позволяющее отделить работы одного автора от множества других.
Так зачем дизайнеру стремиться к уникальному стилю? Во-первых, стиль помогает выделиться. В эпоху, когда тенденции стремительно сменяют друг друга, наличие своего почерка делает работы запоминающимися. Клиенты и арт-директора отмечают проекты, в которых есть «изюминка» — то самое уникальное видение.
Во-вторых, поиск своего стиля — это путь к творческому самовыражению и удовлетворению от работы. Копирование чужих решений и следование шаблонам не приносят глубокого удовлетворения. Только создавая что-то собственное, дизайнер чувствует себя настоящим профессионалом.
Наконец, как и у музыкантов или художников, стиль позволяет дизайнеру выработать узнаваемый образ. Ваши проекты начинают говорить за вас — по ним можно понять характер и ценности автора.
Впрочем, у медали есть и обратная сторона. Наличие ярко выраженного стиля — одновременно благословение и проклятие. С одной стороны, это приносит известность и поток заказчиков, которые приходят именно за вашим стилем. С другой — есть риск попасть в ловушку однообразия.
Известный дизайнер Тобиас ван Шнейдер признаётся, что всегда боялся обзавестись одним-единственным стилем, ведь тогда клиенты будут хотеть повторения уже сделанного. И действительно: когда портфолио слишком единообразно, заказчики часто просят сделать «точно так же» — и дизайнер годами воспроизводит одно и то же, теряя искру творчества.
Стиль может стать клеткой, если зациклиться на нём и перестать развиваться. Поэтому важно понимать баланс: стиль не цель сам по себе, а побочный продукт вашего развития. Как говорил легендарный Массимо Виньелли, «стили приходят и уходят, но хороший дизайн — это язык, а не стиль». Иными словами, вместо того чтобы гнаться за модным визуальным приёмом, лучше сосредоточиться на развитии своего дизайнерского языка — набора принципов и ценностей, которые стоят за внешней формой.

Развитие визуального языка: от влияний к уникальности
Чтобы выработать собственный стиль, дизайнер должен развивать свой визуальный язык — систему выразительных средств, через которую он транслирует идеи. Этот язык складывается из двух ключевых составляющих: внешнего влияния и внутренних ценностей.
Впитывайте влияние и изучайте дизайн-историю
Ни один стиль не рождается в вакууме. Каждый великий дизайнер когда-то вдохновлялся работами предшественников. Уже упомянутый Билли Коллинз советовал молодым поэтам: «Читайте как можно больше и ищите авторов, чьи произведения заставляют вас завидовать; а найдя — подражайте им, пробуйте писать „свои версии“ их работ».
Этот же принцип применим и в дизайне. Изучайте дизайн широко и глубоко: листайте альбомы классического графического дизайна, смотрите работы современных веб-студий, следите за разными направлениями — от минимализма до авангарда. При просмотре чужих проектов отмечайте, что вас задевает эмоционально: возможно, это продуманные шрифты швейцарского постера, дерзкая типографика в стиле Дэвида Карсона или цветовая экспрессия иллюстраций Джессики Уолш. Такие моменты завистливого восторга — подсказка, в каком направлении искать себя.
Как отмечают специалисты, погружение в историю графического дизайна и знакомство с ключевыми направлениями XX века поможет понять, какие принципы и эстетика ближе лично вам. Разобравшись в том, что уже было придумано, вы сможете осознанно выбрать элементы для своего творческого арсенала.
Однако важно не застрять в роли вечного подражателя. Берите лучшее из чужого, но трансформируйте в своё. В книге «Кради как художник» Остин Клеон говорит, что творчество — это смешение влияний, а путь к оригинальности лежит через имитацию с последующим переосмыслением. Сначала вы повторяете любимых мастеров чуть ли не до пародии, но постепенно начинаете комбинировать разные референсы, отбирая близкое по духу, и в итоге рождается уникальный сплав влияний, где уже не узнаются исходные источники.
Именно так и формируется собственный стиль — как комбинация «голосов» ваших кумиров, переплавленных через призму вашей личности. Парадокс творчества в том, что дорога к оригинальности пролегает через подражание — разумеется, осознанное и временное.

Узнайте себя: ценности и тематики
Стиль дизайнера — это отражение личности, поэтому важно разобраться, что хотите выразить именно вы. Задайте себе вопросы: Какие темы меня волнуют? Какие эмоции я хочу дарить зрителю? Что уникального в моём опыте, что может проникнуть в дизайн? Ваши интересы и жизненный путь неизбежно будут проявляться в визуальном языке. Например, если вас увлекает музыка, это может отразиться в ритмике композиций; страсть к путешествиям — в цветовых решениях и образах разных культур; интерес к технологиям — в чистоте и точности стиля. Найдите эти опорные точки собственной идентичности.
Можно попросить друзей охарактеризовать, что вас отличает — порой сильные увлечения и черты виднее со стороны. Когда вы понимаете, кто вы и что вам по-настоящему близко, становится легче наполнить дизайн содержанием, созвучным вам. Стиль, лишённый искренности, выглядит поверхностно. Тогда как стиль, идущий изнутри, ощущается как подлинный.
При этом, как ни странно, выражать внутреннее лучше всего помогает то, что вы наблюдаете снаружи. Вернёмся к метафоре языка: чтобы заговорить на своём языке дизайна, нужно сначала «насмотреться» визуальных слов и грамматик других авторов. Найдите проекты, которые вас цепляют, и попытайтесь разобраться, почему они вам нравятся. Выпишите, что общего у ваших любимых референсов — возможно, это определённая палитра, любовь к засечным шрифтам, ручной рисунок или смелые фотоколлажи.
Такие повторяющиеся элементы — подсказки к вашему вкусу. Их можно назвать творческими «тропами» — приёмами, к которым вы неосознанно тяготеете. Осознав их, вы сможете целенаправленно развивать и сочетать эти приёмы.

Не гонитесь за трендами, а учитесь на них
Мир не стоит на месте: каждый год возникают новые тренды в веб-дизайне, графике, типографике. Следить за ними полезно, но слепо копировать модное — тупиковый путь. Тренды проходящи; сегодня в моде неоморфизм, завтра — плоский минимализм, послезавтра — ретро-эстетика 90-х. Если постоянно метаться между ними, собственного лица так и не появится.
Вместо этого используйте тренды как учебный полигон: изучайте их, пробуйте воспроизвести ключевые черты, отмечайте, что откликается, а что нет. Такой подход рекомендуют и эксперты: изучайте историю дизайна и пробуйте актуальные тренды, вытаскивайте из них то, что резонирует лично с вами, и на основе этого формируйте свой стиль. Другими словами, разрешено заимствовать отдельные ингредиенты, но рецепт комбинации должен быть уникальным.
Хороший пример — развитие цифрового дизайна за последние десятилетия. Изучая школы стиля, можно примерить на себя разные роли. Попробуйте создать макет в строгом духе швейцарского модернизма (грид, аккуратные шрифты, минимум декора), затем в стиле брутализма (намеренное нарушение правил, резкие контрасты, неформатная типографика). Ощутите разницу и поймите, в каком случае работа вам ближе по духу. Так вы не только расширите навыки, но и разберётесь, где на шкале «упорядоченность ↔ экспрессия» лежит ваша комфортная точка.
История дизайна предлагает множество ориентиров: от гармоничной простоты Баухауса через смелый коллажный подход постмодернистов до интерактивных экспериментов современности — и в каждом направлении можно найти ценные уроки. Используя уже существующие стили как отправную точку, вы быстрее выработаете собственный подход. Ведь недаром веб-дизайнеры нередко смешивают элементы разных направлений — это помогает и оставаться актуальными, и улучшать восприятие пользователями. Главное — не застревать в одной школе навечно, а генерировать свой синтез.

Стиль как подход к решению задач
Это особенно актуально для опытных дизайнеров: ваш стиль проявляется не только в визуале, но и в самом подходе к работе. Как вы находите идеи, как решаете проблемы клиентов, какие ценности закладываете — всё это тоже часть вашего стиля.
Тобиас ван Шнейдер говорил, что со временем понял: стиль дизайнера — это не набор декоративных приёмов, а то, как он думает и работает. Например, один дизайнер всегда ставит во главу угла удобство пользователя и известен своей функциональной эстетикой. Другой славится дерзкими концептами, потому что в основе его подхода — идея вызвать сильные эмоции. Оба могут решать одну и ту же задачу по-разному — и именно эти различия в процессе дают разный конечный результат.
Для веб-дизайнера особенно важно находить баланс между самовыражением и задачами клиента. Глубокое понимание цели проекта неизбежно повлияет на стиль решения. Невозможно создать удачный дизайн без понимания сути бизнеса и потребностей клиента; анализ задач и поиск решений вплетаются в процесс поиска своего стиля.
Опыт, накопленный в решении реальных проблем, начинает отражаться в ваших последующих работах, формируя индивидуальный почерк в проектировании. К примеру, если вы однажды нашли удачный приём повышения конверсии (скажем, определённый стиль CTA-кнопок или иллюстраций), то будете склонны применять его и дальше, развивая тем самым свой подход. Так рождается фирменный метод дизайнера — нечто глубже, чем визуальный приём, целая философия работы.
При всём стремлении к оригинальности не забывайте и об основе: эффективный дизайн = баланс креатива и пользы. Стиль ради стиля, без учёта удобства и смысла, может навредить проекту. Слишком оригинальный интерфейс, нарушающий ожидания юзеров, рискует отпугнуть аудиторию. Потому при разработке своего стиля всегда держите в уме принципы юзабилити, типографики, цветовой гармонии.
Настоящий профессионал находит свой стиль, не жертвуя качеством коммуникации. Уникальность должна сосуществовать с понятностью, иначе дизайн теряет смысл. Помните, что стиль служит задаче, а не наоборот.
В этом тексте мы ушли в философские размышления и попытались понять, что же из себя в принципе представляет такое понятие как «собственный стиль». А в следующий раз дадим уже несколько практических советов и расскажем, где искать вдохновение. Stay tuned!