Статья
Легенды веб-дизайна: технический разбор работ студии Unseen


Овервью
Характерные особенности для Unseen — масштабное использование WebGL для 3D и визуальных эффектов, интерактивные mouse-эффекты (например, liquid-like деформации), плавные переходы с применением постпроцессинга (fluid, distortion и др.), а также оптимизационные техники: инстансинг, работа с текстурами, снижение количества draw calls. В проектах широко применяются оригинальные шейдерные эффекты для изображений и интерфейсных элементов.
Для студии характерен нарративный подход: storytelling, мини-игры (квизы и т. п.), а также аудио-сопровождение — как ambient-звучание, так и синхронизация звуков с объектами 3D-сцены. Всё это создаёт эффект погружения.
Из недостатков можно отметить высокую нагрузку на GPU: проекты нередко сильно разогревают устройства (например, MacBook Air M2). Кроме того, показатели PageSpeed и аналогичных метрик не всегда высоки, однако в данном случае приоритетом являются эмоции, вовлечённость и уникальный опыт.


Основные особенности
WebGL как core-технология
WebGL используется во всех проектах студии для создания ярких интерактивных опытов. Это может быть как 3D-интерфейс (слайдеры, гриды изображений — CLOU, COSMOS), так и полноценные 3D-миры (RSPCA, Blue Marine).


Почерк студии
- Органичные, fluid-анимации.
- Использование отражений и имитации отражающих поверхностей.
- Активный постпроцессинг (godrays, fluid, distortion).
- Частицы как базовый элемент визуального стиля.
- Большое количество собственных шейдеров.


Переходы внутри canvas
Плавные переходы между сценами — фирменный приём студии. Каждая сцена рендерится в отдельный render target, а на финальном экране применяется фрагментный шейдер, который смешивает текстуры и добавляет маски или искажения. Так создаётся эффект перелива и глубины (fluid pass, distortion, dissolve).
Это решение позволяет переключать контекст без резких скачков. Примеры — сайты Unseen, Blue Yard.


WebGL-эффекты на движение мыши
Liquid-like эффекты с шумом и шлейфом курсора применяются практически во всех проектах. Они варьируются от реалистичных PBR-деформаций (Symphony — raycasting для «вдавливания» террейна) до мультяшных low poly-сцен (Klook).
Чаще всего реализуются через постпроцессинг на full-screen quad (distortion + noise + accumulation).

Оптимизация
Основные подходы:
- Удаление невидимых фейсов.
- Запекание анимаций (baked animations).
- Использование лёгких текстур (matcaps, baked).
- LOD — упрощённые модели на расстоянии.
- Оптимизация draw calls (объединение мешей, WEBGL_multi_draw).
Подробнее — смотрите анализ Symphony of Vines.
Плавность и кастомный скролл
Плавность анимаций достигается, в частности, через демпфирование движения камеры.
Кастомные скролл-библиотеки (Lenis, ASScroll) позволяют синхронизировать прокрутку со сценой и анимациями, создавая цельный user experience.
Работа с изображениями
Изображения интегрируются в WebGL-сцену и обрабатываются шейдерами: distortion, noise-based displacement, цветокоррекция и другие эффекты.

3D UI-элементы
Интерфейсные элементы (карточки, кнопки, текстовые блоки) нередко становятся частью 3D-сцены, взаимодействуют с камерой, светом и шейдерами.
Подходы:
- Spatial navigation — интеграция UI с объектами сцены.
- Реакции на движение камеры (billboarding, смещения, анимации).
- Subtle-анимации (микропараллакс, небольшие изменения position, rotation, scale).

Общие черты
Во всех проектах можно отметить внимание к микро-анимациям: hover-эффекты, реакции элементов на scroll, плавные переходы, тщательно подобранные easing-кривые и учёт velocity. Всё это усиливает тактильность и делает интерфейс «живым».
Инсайты
- Универсальные mouse-эффекты легко адаптируются для разных проектов.
- Постпроцессинг усиливает нарратив, но требует балансировки производительности.
- Кастомный скролл обеспечивает seamless user experience.
- Оптимизация встроена в рабочий процесс.
- Использование Theatre.js (например, Symphony of Vines) позволяет управлять сложными анимационными таймлайнами и синхронизировать 3D, UI и шейдеры.
Выводы
Анализ проектов студии Unseen показывает, что у команды выработан ярко выраженный фирменный стиль, который строится на сочетании эффектов, анимаций и плавных переходов. Оптимизация является неотъемлемой частью процесса: студия стремится создавать проекты, которые выглядят максимально эффектно, но при этом работают с меньшей нагрузкой на систему. Важной особенностью также является модульность решений — многие эффекты и приёмы создаются таким образом, чтобы их можно было переиспользовать в разных проектах, адаптируя под конкретные задачи.